[Резиденция 1-го столетия н.э. в Еврейском квартале, фото с раскопок в Иерусалиме]

    Повествования о судебном процессе над Иисусом из Назарета, происшедшем в Иерусалиме, записаны преимущественно в Евангелиях от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Они содержат множество исторических утверждений о людях, местах и событиях. Достоверность этих утверждений можно оценить через анализ археологических данных и древних текстов. История данного процесса не записана в виде какого-то мифического сказания. Она содержит детальную хронологию, в которую включены конкретные исторические места и личности, а также события, которые можно сравнить с древними историческими записями и археологическими открытиями. Повествование о процессе включает в себя пять заметных персонажей, три ключевых места и решение о распятии Иисуса. Все это сосредоточено в Иерусалиме 1-го столетия. В апреле 33 г.н.э. вслед за предательством, совершенным Иудой Искариотом и арестом в Гефсиманском саду, Иисус был проведен через серию формальных и неформальных судебных разбирательств. Он предстал перед первосвященниками, Синедрионом и римским префектом. В рассмотрении его дела лично участвовали Анна, Каиафа, Ирода Антипа и Понтий Пилат (Матфея 26:57-68, 27:11-26, Марка 14:53-65, 15:1-15, Луки 22:66 – 23:25, Иоанна 18:12- 19:16). Суд начался, когда Иисус предстал перед религиозными лидерами иудаизма, в том числе перед бывшим первосвященником Анной. После короткой встречи с Анной Иисус был приведен к действующему первосвященнику Каиафе (первосвященнику в период с 18 по 36 г. н.э.), зятю Анны, в дом Каиафы (Луки 22:66; Матфея 26:57; Иоанна 18:24). Согласно Иосифу Флавию, иудейско-римскому историку 1-го века н.э., полное имя этого первосвященника звучало как «Иосиф, сын Каиафы», был (Иосиф Флавий, Иудейские древности, 18.34-35). Хотя местоположение «Дома Каиафы» не было окончательно установлено, в юго-западной части древнего Иерусалима на горе Сион есть остатки священнических особняков 1-го века. Какой-то из них мог быть домом Каиафы или, по крайней мере, служить примером того, как выглядела подобная резиденция. На раскопке обнаружены остатки тщательно отделаных священнических особняков 1-го века нашей эры, в том числе ритуальные ванны, сохранившиеся подвальные помещения, ритуальные артефакты (например, каменные горшки и чаши для очищения), и даже расписанная ритуальная чаша, содержащая имя Яхве и, возможно, музыку и текст песни, исполняемой священниками (Gibson, «New Excavations on Mount Zion in Jerusalem and an Inscribed Stone Cup/Mug from the Second Temple Period»). Помимо этого, при раскопках в Еврейском квартале Старого города в Иерусалиме (также называемом «Иродианским кварталом») было обнаружено несколько домов и священнический особняк 1-го века н.э., в котором находились декоративные мозаичные полы, настенные фрески, ритуальные очистительные ванны и ритуальные сосуды (Geva, Jewish Quarter Excavations in the Old City of Jerusalem). Открытия подтверждают, что на данном месте находилось большая по территории и сложная по устройству резиденция священнической семьи. Хотя и неизвестно, кто жил там в 33 г. н.э., однако вполне возможно, что один из этих  домов принадлежал Каиафе или Анны. В соответствии с повествованием в Евангелиях, Каиафа тогда был первосвященником. Археологические и текстологические данные свидетельствуют о том, что первосвященник Иосиф Каиафа, сыгравший ключевую роль в смертном приговоре Иисусу (и Его последующем распятии), был заметной личностью в  Иерусалиме 1-го века н.э. Он исполнял обязанности иудейского первосвященника с 18-го по 36-й годы н.э. (Иосиф Флавий, Иудейские древности, 18.34 -35; Curran, «’The Long Hesitation’: Some Reflections on the Romans in Judaea”; Матфея 26:3, Луки 3:2, Иоанна 18:24).

    Когда закончились допросы у Анны и Каиафы, Иисуса после восхода солнца привели на собрание синедриона. Согласно Талмуду, в 30 г. н.э. место встречи синедриона переместилось в Зал Тесаных Камней на Храмовой горе. Этот зал мог быть расположен либо на северной стороне храма, либо (что более вероятно) внутри Королевского Портика (коллонады) на юге храмового комплекса, рядом с входом на Храмовую гору (Талмуд Шаббат 15а, Вавилонский Талмуд Синедриона 88b). Хотя точное местоположение этого здания является предметом догадок, на южной стороне Храмовой горы есть области, которые могли бы вместить подобные собрания, и на реконструкциях часто размещают данное строение в этом месте. Хотя иудейские религиозные лидеры были убеждены, что Иисус подлежал смерти, окончательное решение о смертной казни должен был принять именно римский префект, поскольку когда в 6 г. н.э. Рим стал напрямую контролировать Иудею, синедрион потерял право на исполнение смертных приговоров, (Иосиф Флавий, Иудейские древности, 18.2).

   Римский префект Понтий Пилат (префект Иудеи с 26-го по 36-й гг.н.э.) не хотел разгневать иудейское религиозное руководство и поставить тем самым под угрозу собственное политическое положение и благосклонность императора Тиберия (римский император с 14-го по 37-й гг. н.э.). После краткой первоначальной встречи с Иисусом, Пилат послал Его к Ироду Антипе («тетрарху» / четверовластнику, 4 г.до н.э. – 39 г. н.э.), местному правителю Галилейской области (Лк.23:8-12). Когда Пилат был назначен префектом Иудейской провинции, императором был Тиберий; однако Сеян, командующий Преторианской гвардией, со временем приобрел такую  власть и влияние, что фактически правил Империей, в то время как Тиберий жил на острове Капри (Светоний, Жизнь Тиберия, 65). Поскольку это восхождение Сеяна к власти произошло непосредственно перед отправкой Пилата в провинцию Иудеи, Пилата вполне мог назначить на должность префекта лично Сеян, а не Император Тиберий (Филон Александрийский, Legatio ad Gaium, 159-160). После ряда событий, усугубивших отношения Пилата со многими иудеями, ситуация для него ещё больше усложнилась, когда Сеян в 31 г. н.э был обвинен в заговоре и впоследствии казнен, вслед за чем были арестованы и казнены многие из его соратников. Теперь Пилат оказался напрямую подотчетен императору, который всячески стремился избавиться от врагов (Иосиф Флавий, Иудейские Древности, 18.6.6; Ювенал, Сатиры, 10.67-72; Кассий Дион, Римская история, 58.9-11). Суд над Иисусом произошел всего через 2 года после этих радикальных перемен; Пилат до этого уже неоднократно возмущал иудеев; Пилат, вероятно, был как-то связан с Сеяном. Все эти факторы ставили его в очень щекотливое и уязвимое положение. Благорасположение императора теперь было для Пилата крайне важно, чтобы избежать ссылки или даже казни. Таким образом, когда Иудеи сказали Пилату, что он не будет «другом кесарю», если отпустит Иисуса, Пилат ясно увидел в этом угрозу уничтожить его политическое благоденствие и покровительство императора Тиберия. В таком случае он рисковал не только своей карьерой, но и жизнью (Иоанна 19:12-13; Maier, «Sejanus, Pilate, and the Date of the Crucifixion»). В то время, как Иосиф Флавий и Филон Александрийский изображают Пилата жестоким и сильным руководителем, в евангельских повествованиях о суде над Иисусом мы видим Пилата куда более мягким, пытающимся приспособиться и даже угодить. Это перемена в отношении становится намного более понятной, когда мы понимаем, в какой ситуации находился Пилат (Josephus, Иудейские Древности и Иудейская война; Филон Александрийский, Legatio ad Gaium; Луки 13:1).

    Затем Иисуса привели к Ироду Антипе, который временно оставался где-то в Иерусалиме в течение праздника Пасхи. Ирод Антипа, тетрарх (четверовластник), назван одним из правителей, унаследовавших часть царства после смерти Ирода Великого. Он известен благодаря монетам, трудам Иосифа Флавия и аллюзиям в трудах Филона Алксандрийского (Chancey et al., «The Archaeology of Roman Palestine»; Kanael, «Ancient Jewish Coins and Their Historical Importance»; Иосиф Флавий, Иудейские древности, 18.111-137; Филон Александрийский, Legatio ad Gaium, 300, Луки 3:1). Иисус был приведен к этому конкретному правителю, поскольку Ирод Антипа правил Галилеей, а Пилат обнаружил, что Иисус был из Галилеи. Подобно другим должностным лицам, участвовавшим в процессе над Иисусом, четверовластник Ирод Антипа надежно засвидетельствован как местный правитель Галилеи во времена Иисуса, и его короткое участие в суде над Иисусом совершенно логично. Антипа, тем не менее, казался совершенно не заинтересованным в том, чтобы осудить Иисуса. Он просто поиздевался над Ним и отправил обратно к Пилату.Понтий Пилат, римский префект провинции Иудея с 26 по 36 год н.э. , является самым известным из руководителей, участвовавших в процессе над Иисусом, и нет недостатка в древних материалах, надежно свидетельствующих об этом римском чиновнике и его действиях. Пилат многократно упоминается в различных древних документах, он чеканил монеты и даже заказал монументальную надпись на камне, который сохранился на протяжении столетий. Римские историки упоминали Пилата, прокуратора Иудеи в царствование Тиберия, и также такие события, как размещение в Иерусалиме золотых щитов, что вызвало гнев многих иудеев (Тацит, Анналы 15.44, Иосиф Флавий, Иудейские древности 18.55 и Иудейская война 2.169; Филон Александрийский, Legatio ad Gaium, 299). Хотя эти историки называют Пилата прокуратором, фактически его титул звучал как «префект», в соответствии с надписью, заказанной самим Пилатом. В прибрежном кесарийском городе Маритима во время раскопок была обнаружена надпись на камне, где упоминается Пилат и его должность. Надпись, частично нечитаемая, относится к I веку н.э. и состоит из имени и титула «Понтий Пилатус, префект Иудеи» (Vardaman, Jerry. «A New Inscription Which Mentions Pilate as ‘Prefect»). До смерти Ирода Агриппы I в 44 г. н.э. и восстановления Римского правления в области римские правители Иудейской провинции назывались префектами (подобно Пилату). Однако начиная с Куспия Фада в 44 г.н.э. политическая ситуация изменилась, и эти чиновники стали называться прокураторами (Curran[AK1] , 88; Иосиф Флавий, Войны 2.111, Древности 17.342; Кассий Дион, Римская история, 55.27). Пилат также засвидетельствован монетами, которые он чеканил во время своего пребывания в должности префекта. Однако имена, появляющиеся на монетах, принадлежат кесарю Тиберию (императору, правившему с 14-го по 37-й год н.э.) или Юлию Цезарю, а не Понтию Пилату, потому что он был простым провинциальным губернатором. Монеты, выпущенные Пилатом (подобно монетам, выпущенным другими римскими чиновниками) демонстрировали языческие символы. Возможно, дополнительным мотивом для их выпуска была попытка подчинить иудеев римской культуре (Kanael, «Ancient Jewish Coins and Their Historical Importance»). Древние тексты, монеты и надпись из Кесарии свидетельствуют о том, что Пилат был префектом Иудейской провинции во время правления Тиберия Цезаря и судебного процесса над Иисусом из Назарета – как об этом и говорится в Евангелиях.

    Судебное разбирательство над Иисусом в присутствии Пилата происходило на месте называемом Praetorium (претория). Иисус в этот момент стоял на вымощенной камнем площадке (в Синодальном переводе - Лифостротон, прим.пер.) а Пилат находился на судейском возвышении под названием bema или судилище (Иоанна 19: 8-13). Во всех евангельских повествованиях говорится, что суд произошел в Иерусалиме, но Иоанн записал дополнительные детали. Преторией называлась резиденция римского губернатора. В случае с Иудейской провинцией преторий было две – одна в Кесарии (из-за того, что там находилась римская столица) и одна в Иерусалиме (поскольку это был центр иудейского поклонения, сохранить там римское присутствие было весьма важно). Претория получила свое название от более древнего римского термина, и указывала на место, где находился командир воинской части. Рассматриваемая нами губернаторская резиденция в Иерусалиме ранее, вероятно, была дворцом Ирода Великого, который находился на западной стороне нынешнего Старого города Иерусалима, на стенах (Gibson, The Final Days of Jesus: The Archaeological Evidence; Тацит, Legatio ad Gaium[AK2] ; Иосиф Флавий, Войны). Некоторые из этих районов были раскопаны в последние десятилетия, но большинство остатков римского периода, вероятно, были уничтожены при более поздних завоеваниях и строительстве. Каменная площадка, или lithostrotos, был местом, выложенным плоскими каменными плитами, подобно улице или двору. Часть каменной площадки во дворе иерусалимской претории сохранилась после того, как на протяжении веков это место было покрыто грязью и мусором; ее можно увидеть и сегодня. Также упоминается место судебного разбирательства, или bema. Это была платформа на возвышении. Базовой смысл слова bema – «ступень, подножка», но часто оно переводится как «судилище». Более точный перевод, связанный с конкретной формой и функцией данного места – трибунал или судебная «скамья». Места, называемые bema, возникли в Греции, и изначально использовались как платформы для ораторов и места судебных заседаний. Позже этот термин был адаптирован в римской культуре. Bema в иерусалимcкой претории также была обнаружена во время раскопок недалеко от стены Старого города в Иерусалиме, и ее можно увидеть на раскопке дворца претории, рядом с каменной площадкой. Bema была как раз тем местом, откуда Пилат объявил своё решение, что он разрешает распять Иисуса. Римские историки Иосиф Флавий и Тацит отмечают, что Иисус был приговорен Пилатом к распятию в Иудее во время царствования Тиберия (Иосиф Флавий, Древности, 18: 63-64, Тацит, Анналы, 15:44). Вавилонский Талмуд также может содержать ссылку на документ той эпохи об Иисусе и о причине судебного процесса над Ним. В данном отрывке записано обвинительное заключение против Иисуса Назарянина, которое предписывало побить Его камнями за практику колдовства и введение Израиля в отступничество. Также там содержалась просьба к кому-либо, располагающему информацией о его местонахождении, сообщить об этом синедрину в Иерусалиме. Помимо этого, текст утверждает, что Иисуса повесили накануне Пасхи (Трактат Синедриона/Санхедрихин 43а). Таким образом, у нас есть есть и археологическое, и текстуальное подтверждение судебного процесса над Иисусом перед Пилатом в Претории, в полном согласии с Евангельскими записями.

  Иисус, центральный персонаж повествований о судебном процессе, упоминается несколькими историками 1-го и 2-го веков, включая Иосифа Флавия, Тацита, Цельсия, Иустина Мученика, Плиния Младшего, Светония и Лукиана. Кроме того, Иисус даже может быть засвидетельствован надписью в Иерусалимском храме, которая датируется периодом лишь несколько десятилетий после судебного процесса. Предмет множества споров, оссуарий (костный ящик) I века н.э., датируемый до 70 г. н.э., упоминает Иисуса как брата покойного Иакова, сына Иосифа. На одной из сторон данного оссуария было надпись на арамейском: «Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса» (Lemaire, «Burial Box of James the Brother of Jesus»). Учитывая местоположения, дату и использованные имена, надпись могла относиться именно к Иисусу из Назарета, отцом Которого был Иосиф, а братом – Иаков, знаменитый руководитель Иерусалимской церкви и автор одноименного новозаветного послания. Артефакт был предметом судебного разбирательства о подделках, и несколько ученых поставили под сомнение его подлинность. Но благодаря многим свидетельствам было доказано, что данный ящик действительно находился в Иерусалиме 1-го века, а вся надпись, похоже, также была нанесена в 1-м веке, ещё до того, как оссуарий была помещен в гробницу (Magness, «Ossuaries and the Burials of Jesus and James»; Flesher, «The Story Thus Far ...»; Krumbein, «Preliminary Report: External Expert Opinion on three Stone Items»; Rosenfeld et al., «Archaeometric Analysis of the James Ossuary»). Математическая вероятность того, что три этих имени появятся вместе именно в таких родственных отношениях в Иерусалиме 1-го века, оценивается менее чем в 2 человека, что серьезно подтверждает возможное упоминание в надписи Иисуса из Назарета. Поэтому, при всей своей противоречивости, данная надпись на оссуарии может быть единственным известным в настоящее время артефактом 1-го века н.э., который упоминает Иисуса как историческую и знаменитую личность.

    Древние тексты, артефакты и архитектура демонстрируют, что в евангельских рассказах, описывающих судебный процесс над Иисусом, упоминаются настоящие исторические личности, события и места 1-го века н.э. в Иерусалиме. Кроме того, факт осуждения Иисуса на распятие во время правления Понтия Пилата подтверждается древними историческими текстами помимо Евангелий. В силу исторических и археологических данных, которые проливают свет на библейские повествования и придают им дополнительную обоснованность, записи судебного процесса над Иисусом, найденные в Евангелиях, можно считать достоверной  историей событий, происшедших в Иерусалиме в начале апреля 33 г. н.э.

[Оссуарий Иосифа, сын Кайафы]

 

[Реконструкция Иерусалима 1-го века с  возможным местом собраний Синедриона и Храмом]

 

[монета Ирод Антипы, "тетрарха" (четверовластника)]

 

 [Репродукция «Камня Пилата» в Маритиме, Кесария]

 

[Монета, выпущенная Понтием Пилатом]

 

[Остатки претории в Иерусалиме]

 

 [«Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса», надпись на «Оссуарии Иакова». Оссуарий Святого Иакова выставлялся в Королевском музее Онтарио с 15 ноября 2002 года по 5 января 2003 года.]

 

Please reload